Выдержка из выступления Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. на конференции в Волгограде
Как вы знаете, уже с начала нового учебного года в среднем на 30% должен вырасти и фонд оплаты школьных учителей. Фонд оплаты, я хочу это подчеркнуть, чтобы правильно быть понятым. Затем в течение 2 лет зарплата учителя должна достичь средней зарплаты по экономике в соответствующем регионе.
В некоторых регионах, кстати говоря, уже за этот год эту проблему решают, причем не в Тюмени, не в нефтедобывающих районах, реально решают задачи. В общем, с существующими ресурсами даже уже в этом году можно решить эту проблему. Будем решать за счет нашего проекта поддержки школ эти вопросы.
В ближайшие 2 учебных года из федерального бюджета планируем выделить регионам по 60 млрд. рублей. Федеральные средства пойдут на покупку оборудования, на оснащение спортивных залов, школьных столовых, на решение проблемы малокомплектных школ в сельской местности, на подготовку и повышение квалификации педагогов, словом — на качественное улучшение российских школ.
Что предлагается сделать? У нас, например, существует проблема малокомплектных школ, и все время идут споры — закрывать их или не закрывать. У нас огромная территория, и действительно трудно не согласиться с теми, кто говорит, что школу закрыли, и населенный пункт умирает. Где-то, может быть, и обоснованное закрытие, но там, где можно сохранить, нужно это сделать.
Но какие проблемы возникают? Первая проблема — это качество обучения, качество подготовки. Там, где два, три, четыре, пять, семь, десять учителей, невозможно качественно все сделать и по математике, и по физкультуре, понимаете?
Что предлагается в рамках тех мероприятий, которые планируются. Создать хорошие образовательные центры, а вокруг них филиалы даже пускай малокомплектных школ, уменьшить расходы на содержание этих школ за счет сокращения административного аппарата, но поднять качество образования за счет современных дистанционных форм обучения. Первое.
Второе. За счет того, что мы из федерального бюджета дадим деньги на содержание, ремонт, на строительство и оборудование школ, сэкономить деньги регионов и муниципалитетов и направить эти средства в фонд заработной платы учителей, с тем чтобы приподнять этот фонд на 30%, как я и говорил. При этом не просто тупо поднимать этот фонд и заработную плату, а добиться того, чтобы повышение заработной платы шло в ногу с повышением квалификации учителей, чтобы услуга качественная детям оказывалась, чтобы родители были довольны тем образованием, которое дети получают.
Однако при этом нужно обеспечить, чтобы каждый учитель имел возможность повысить свою профессиональную подготовку — это и курсы дополнительные, там много всего.
Описание проекта модернизации
- Основание реализации проекта. Поручение Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В., данного на заседании Правительства Российской Федерации 4 апреля 2011 г. (протокол № 11, пункт 3).
- Цель проекта. Модернизация региональных систем общего образования.
- Задачи проекта.
- повышение заработной платы учителей;
- обеспечение качественных условий обучения;
- развитие материально-технической базы школ;
- решение проблем малокомплектных школ в сельской местности;
- модернизация базовых школ и создание центров дистанционного образования;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей школ;
- комплектование школьных библиотек;
- Механизм реализации проекта. Проект реализуется путем направления средств из федерального бюджета в размере 120 млрд. рублей в 2011-2013 годах (2011 год – 20 млрд. рублей; 2012 год – 60 млрд. рублей; 2013 год – 40 млрд. рублей) в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплексных планов модернизации общего образования субъектов Российской Федерации.
Комплексные планы модернизации общего образования субъектов Российской Федерации могут включать следующие мероприятия:- приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное, компьютерное);
- приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;
- приобретение учебников и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных учреждений;
- развитие школьной инфраструктуры (мероприятия, направленные на энергосбережение, выполнение требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, в том числе приобретение оборудования для медицинских блоков школьных столовых, оборудование спортивных залов, а также на подготовку помещений под новое оборудование);
- повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;
- модернизация базовых общеобразовательных учреждений, путем создания в них центров дистанционного обучения (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов).
При этом рост заработной платы учителей осуществляется путем повышения норматива финансирования.Направление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования осуществляется с учётом замещения указанных видов расходов, которые направляются на повышение заработной платы учителей. В среднем ориентировочный уровень софинансирования предполагается порядка половины от объема субсидии субъекту Российской Федерации с учетом уровня его бюджетной обеспеченности.
В результате замещения, средства субъекта Российской Федерации, предусмотренные им на указанные цели, должны быть направлены в объеме выделенных субсидий на повышение заработной платы учителей общеобразовательных учреждений.
Предполагается, что в текущем году средства, потраченные с 1 января 2011 года на реализацию перечисленных выше мероприятий, могут компенсироваться за счет средств предоставляемой субсидии.
Проект начинается с 1 сентября 2011 года и длится два учебных года (2011/2012 и 2012/2013 гг.). После завершения проекта субъекты Российской Федерации предусматривают в своих расходных обязательствах обеспечение достигнутого уровня финансирования заработной платы учителей.
Оценка эффективности использования субсидии будет осуществляться исходя из достижения значений следующих показателей:
- динамика роста средней заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации, ее соотношение со средней заработной платой по экономике субъекта Российской Федерации;
- доля школьников (по ступеням), обучающихся в условиях, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам;
- соотношение количества школьных учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, и общей численности школьных учителей;
- доля школьных учителей в возрасте до 29 лет от общей численности школьных учителей;
- доля учителей, привлеченных к участию в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии в условиях реализации соглашения между органами управления образованием и Общероссийским Профсоюзом образования от общей численности учителей.
Значения показателей результативности предоставления субсидий устанавливаются соглашениями между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии.
Соглашения со всеми субъектами Российской Федерации будут заключены до 1 августа 2011 года.
Условием предоставления субсидии является утвержденный руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Минобрнауки России комплексный план модернизации общего образования.
Реализация проекта наряду с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы и приоритетным национальным проектом «Образование» на 2011-2013 годы должно обеспечить достижение ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Схема реализации проекта
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
скачать презентацию в формате .ppt
Основные документы
Ссылки на федеральные и региональные информационные ресурсы
Федеральные информационные ресурсы | |
Министерство образования и науки Российской Федерации | http://www.mon.gov.ru |
Федеральная целевая программа развития образования (2011 – 2015) — ФЦПРО | http://www.fcpro.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Всероссийское педагогическое собрание | http://pedagogsobr.ru |
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике | http://www.rost.ru |
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты | http://standart.edu.ru |
Инновационная образовательная сеть «Эврика» | http://www.eurekanet.ru |
Федеральный институт педагогических измерений | http://www.fipi.ru |
Статистика российского образования | http://stat.edu.ru |
Федеральный центр образовательного законодательства | http://www.lexed.ru |
Федеральный центр тестирования | http://www.rustest.ru |
Российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена | http://ege.edu.ru |
Региональные информационные ресурсы | |
Правительство Саратовской области | http://www.saratov.gov.ru |
Министерство образования Саратовской области | http://edu.seun.ru |
Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | http://saripkro.ru |
Региональный портал СарВики | http://wiki.saripkro.ru |
Региональный центр оценки качества образования | http://www.sarrcoko.ru |