9 класс: огонь, вода и устное собеседование

Всероссийская акция #РЕКОРДПОБЕДЫ
25.04.2018
«Твори добро каждый день»
26.04.2018
Показать все

9 класс: огонь, вода и устное собеседование

     Известие об экзамене сначала как гром среди ясного неба: что делать, как и зачем? Вслед за недоумением приходит осознание и вместе с тем отрицание ситуации: «Как это, ещё устное сдавать? Может, отменят?» С получением точной информации участь приходится принять, вооружиться демоверсиями, художественной литературой – и в бой за речь и баллы.

Сентябрь – новая глава учебной жизни. За лето ты смирился с мыслью о предстоящем ОГЭ и даже попытался начать усиленно готовиться. И тут-то наступает момент знакомства с новым испытанием – впереди устный экзамен. В начале года информация о собеседовании только поступала в учебные заведения, сведения постоянно менялись, и доподлинно не было известно, с чем придётся столкнуться поколению новых ФГОСов.

К середине года со всем приходится смириться. От бланков заполнения в глазах девятиклассников уже скачут клеточки. На уроке русского языка часто слышна фраза: «Устное собеседование коснётся всех в обязательном порядке». Страшно звучит, потому подготовка идёт полным ходом. Чтение вслух, пересказ текста, выбор темы для монолога, диалог. Отведение части индивидуально-группового занятия по русскому языку на подробный разбор заданий различных вариантов стало традиционным – формат освоили быстро, страх перед неизвестностью отступил.

Каждое задание имеет свои особенности, при выполнении есть некоторые секреты и нюансы, и, если их правильно использовать, можно помочь себе на экзамене.

1 задание: чтение текста вслух

Время на подготовку — 2 минуты

При прочтении про себя важно обратить внимание на числительные (годы жизни, даты и т.д.), на ударения в именах собственных и словах, которые вызывают сомнение. Если остаётся время, можно начать выписывать микротемы для следующего этапа; определять, где лучше всего будет «смотреться» цитата, каким образом её ввести.

2 задание: пересказ данного текста и ввод предложенной цитаты

Время на подготовку — 2 минуты

О пересказе важно подумать ещё на этапе прочтения, за две минуты возможно успеть и прочитать текст, и выписать из него самое главное. Тогда вполне успеваешь определиться с местоположением, способом ввода цитаты, перечитать и дополнить записи из текста.

3 задание: монологическое высказывание

Время на подготовку — 1 минута

Здесь тропы расходятся. По первой теме пойдёшь – ждёт тебя описание фотографии. По третьей – актуальную тему встретишь. А прямо пойдёшь – о себе и своём жизненном опыте рассказывать будешь. Важно проработать все три темы, чтобы определиться, какая не вызовет затруднений и придётся по душе. Всё индивидуально: для одного предельно простым кажется описание фотографии, для другого – рассуждение. Не стоит забывать о вопросах: они помогают грамотно и последовательно выстроить ответ.

4 задание: диалог

Времени на подготовку нет.

Финишная прямая – беседа с экзаменатором. В этом задании всё средоточие неизвестности. Главное – не теряться, слушать внимательно, анализировать вопрос и быстро строить развёрнутый точный ответ.

Как экзамен проходил в лицее

За несколько дней перед собеседованием были организованы дополнительные занятия по подготовке. Позже я убедилась, что не стоило ими пренебрегать – это внушительная помощь на экзамене. Однако самостоятельная подготовка также важна, чтобы составить свой индивидуальный план ответа и проработать его.

Поток девятиклассников был распределён на два дня – 13 и 16 апреля. Учащихся разделили на три группы по кабинетам. На ответ каждого ученика отводилось по 15 минут. Всё проходит очень быстро: ученик заходит в кабинет, представляется, получает лист с инструкцией, а затем два листа первого и второго заданий: текст для прочтения и цитату, которую нужно будет ввести. Во время ответа по второму заданию экзаменатор забирает текст, и у девятиклассника остаются только заготовленные записи. Далее можно ознакомиться с темами монологического высказывания и выбрать подходящую. Минута на подготовку – ответ.  Окончание монолога перетекает в диалог, в котором нужно ответить на 3-4 вопроса. На этом экзамен для ученика заканчивается, в кабинет заходит следующий. Вот, казалось бы, и всё, ради чего стоит так переживать.

Но интересно узнать, как прошёл экзамен, у самих девятиклассников.  Своими впечатлениями о прошедшем устном собеседовании поделились ученики 93 класса:

Анастасия Новакова:

«Устное собеседование мне понравилось: я убедилась, что хорошо владею речью, учитывая, что это мой первый опыт подобной проверки. На экзамене самым трудным оказался пересказ, так как времени на подготовку мне было недостаточно, зато чтение текста прошло легко».

Богдан Мишунин:

«По моему мнению, устное собеседование – штука нужная, но без него вполне можно прожить. Я знал, чего стоит ожидать, поэтому уровень моего волнения был сведён к минимуму. Ко всем заданиям собеседования я подготовился, но самым лёгким оказалось монологическое высказывание».

Алина Нестерова:

«Устное собеседование – это весьма интересный опыт. Благодаря подготовке я смогла улучшить свою речь. Экзамен прошёл хорошо. Не скажу, что было легко, однако получить зачёт вполне реально».

Что же касается моих ощущений, волнение взяло верх перед дверьми кабинета, в который я шла вторая по списку. Но вначале были пятнадцать минут томительного ожидания в кабинете с такими же испытуемыми: стрелка часов словно не двигалась. Но вот двери кабинета открылись, выходит моя одноклассница, а я захожу. С самого начала в голове прокручивался план работы, поэтому переживания ушли на второй план. Что интересно, я отлично помню, как читала и пересказывала текст, вводила цитату. А вот монолог и диалог – словно в тумане, хотя, помнится, на все вопросы я ответила. Для меня в устном собеседовании не было ничего трудного: формат проработанный и совсем несложный. Только процесс нервный.

Но главный комментарий всегда остаётся за экзаменатором. На вопросы о новом экзамене и результатах лицеистов ответила учитель русского языка и литературы Наталия Владимировна Клюкова.

Как Вы считаете, является ли устное собеседование необходимым нововведением?

К сожалению, многие современные дети мало читают, поэтому и не развивают свою речь, как письменную, так и устную. В 9 и 11 классах выпускники сдают письменный экзамен по русскому языку, который включает задания творческого характера – изложение и сочинения, но, чтобы справиться с ними, необходимо уметь грамотно высказать свои мысли, логически верно построить рассуждения. Это не всем удаётся, потому что письменная речь не может быть грамотной, если не развита речь устная. А развитию последней и способствует подготовка к собеседованию.

– Оправдались ли Ваши ожидания от сдачи экзамена лицеистами?

Да, ребята серьёзно отнеслись к испытанию, показали неплохие результаты, все получили зачёт.

– Расскажите о самых распространённых ошибках на собеседовании. Как их избежать?

      – Самые распространённые ошибки на собеседовании – это ошибки, связанные с введением цитаты в текст при пересказе, орфоэпические ошибки, речевые (повторы слов, неудачно построенные фразы). Чтобы избежать их, нужно внимательнее читать исходный текст; больше интересоваться родным языком, в частности произношением отдельных слов (а для этого надо иметь дома современный орфоэпический словарь); больше читать хорошую литературу.

    – Выполнение какого задания, возможно, нескольких,        вызывало трудности у учеников при подготовке?

    – Наиболее трудным для ребят, как мне показалось, было задание, связанное с пересказом текста. Действительно, непросто пересказать текст, который только что прочитал и на подготовку к пересказу которого даётся 2 минуты. А ведь ещё надо вставить цитату и сделать это грамотно.

– Что бы Вы посоветовали будущим девятиклассникам для успешной сдачи устного собеседования?

Я бы посоветовала не откладывать в долгий ящик подготовку к этому испытанию. Можно и нужно начать тренироваться уже сейчас, ведь необходимый материал достать нетрудно. Также я посоветовала бы записывать свою речь на диктофон, а потом прослушивать «выступление». Наверняка вы услышите недочёты и постараетесь в дальнейшем их не повторять и исправить.

Оглядываешься назад, и становится ясно, что бояться было нечего. Экзамен оказался испытанием для многих девятиклассников, однако все прошли его успешно. ОГЭ не за горами, и устное собеседования стало своеобразным стартом для этого главного события в жизни всех выпускников.

Александра Бутенко,  ученица 9-3 класса