Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Цифровая образовательная среда

Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?

Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы.

Система включает в себя:

  1. Информационные образовательные ресурсы.
  2. Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
  3. Систему педагогических технологий.

«Цифровая образовательная среда» должна была появиться в России уже с 01.09.2020, однако внедрении системы было отложено на более поздний срок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» программа заработала с 10 декабря 2020 и продолжит свое действие до 31 декабря 2022 года. Система появилась в России в рамках национального проекта «Образование».

Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.

В рамках ЦОС также будут функционировать центры цифрового образования детей «IT-Куб» (см. Распоряжение Минпросвещения РФ № Р-138 от 17.12.2019). Организации будут обучать учеников по дополнительным общеразвивающим программам в сфере информационных технологий.

Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.

Как будет работать проект ЦОС в школах?

Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.

ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.

Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:

  • доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);
  • доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;
  • возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;
  • возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;
  • возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;
  • получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
  • автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.

Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.

Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.

Эксперимент по внедрению в России «Цифровой образовательной среды»

Основными целями эксперимента являются:

  1. Создание и запуск платформы ЦОС и тестирование ее функционала. Для достижения этой цели во время экспериментального периода будет необходимо:
    • автоматизировать образовательный процесс и сделать его более унифицированным;
    • усовершенствовать независимую диагностику качества образования;
    • организовать процесс обучения с использованием дистанционных технологий и электронного обучения;
    • отработать технологию обработки большого количества информации.
  2. Оснащение образовательных учреждений необходимыми техническими средствами: быстрым интернетом, компьютерами, программным обеспечением, системами контроля, камерами видеонаблюдения и так далее.
  3. Интеграция ЦОС и портала «Госуслуг». Планируется, что в течение года после начала эксперимента на «Госуслугах» появится вкладка «Мое образование». Через этот сервис родители и ученики в режиме одного окна смогут пользоваться образовательными ресурсами.
  4. Создание и запуск региональных информационных ресурсов, с помощью которых можно будет обеспечить электронный документооборот, учет достижений учеников, планирование финансово-хозяйственной деятельности школы и многое другое.

Полезные ссылки

  1. Видеоконференцсвязь https://zoom.us/ru-ru/freesignup.html
  2. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject
  3. Учебные средства и приложения онлайн https://quizlet.com/ru
  4. Онлайн игры, песни и истории для учеников начальной школы, изучающих английский язык https://learnenglishkids.britishcouncil.org
  5. Интерактивный сайт для изучения английского языка https://www.esl-lounge.com
  6. National Geographic для детей https://kids.nationalgeographic.com
  7. Сайт для создания опросов и тестов https://forms.office.com
  8. Сайт BBC для дистанционного изучения английского языка https://www.bbc.co.uk/learningenglish
  9. Live worksheets -интерактивный сайт для изучения английского языка https://www.liveworksheets.com
  10. Учебные фильмы и ролики You Tube https://www.youtube.com
  11. Google Classroom — сайт для создания автоматизированных тестов https://classroom.google.com
  12. Google формы — сайт для создания таблиц, опросов и тестов https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/
  13. Доска MIRO https://miro.com
  14. Незнайка — сайт по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР https://neznaika.info
  15. Тренинги и приложения для изучения английского языка https://kahoot.com
  16. Образовательный портал для подготовки к экзаменам https://oge.sdamgia.ru
  17. Портал обучения информатике и программированию https://school.sgu.ru
  18. Учебная платформа для изучения информатики https://lbz.ru
  19. Сайт для подготовки к ГИА по математике https://uztest.ru
  20. Онлайн школа Фоксфорд https://foxford.ru
  21. СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и ЦТ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам https://vpr.sdamgia.ru
  22. Платформа Stepik для дистанционного преподавания предметов https://stepik.org/
  23. Создание тестов https://onlinetestpad.com/
  24. Госуслуги https://www.gosuslugi.ru/

Повышение квалификации

«Основы управления интеллектуальной собственностью в условиях цифровизации экономики», ООО «Межрегиональный институт дополнительного образования» (28-31 декабря 2019 г.)

«Организация групповых дискуссий в очном и дистанционном форматах в больших группах», ГАОУ ДПО «Московский центр развития кадрового потенциала образования» (16-19 июня 2020 г.)

«Основы цифровой трансформации», ЧОУ ДПО «Поволжская Экспертная Академия», (7-28 декабря 2020 г.)

«Персонализация образования в условиях цифровой трансформации в обществе», АНО «Платформа новой школы» (18 ноября — 28 декабря 2020 г.)

Из опыта работы педагогического коллектива МАОУ ЛМИ

Участие в городской августовской конференции педагогических работников «Саратовское образование: повышение эффективности на фоне глобальных перемен» (24 августа 2020 г)

Секция «Новые инструменты управления школой».

Тренинг «Интерактивный педсовет», «Управленческий тренажер»

Участие в областном образовательном форуме «Ключевые направления достижения стратегической цели по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» (25 августа 2020 г.)

Участие в реализации федерального проекта «Цифровая платформа персонализированного образования для школы» (2020-2021 учебный год)